Энциклопедия пеленания

Назад

Приучение ребёнка к горшку: результаты научных исследований

Для тех, кто пытается тщательно изучить тему подгузников – как одноразовых, так и многоразовых – наличие каких-либо научных работ, связанных с подгузниками (любыми) будет настоящей находкой. Поэтому мы и решили подробно рассказать об этом научном эксперименте и его результатах.

Хочу рассказать вам об одном научном исследовании, связанном с темой приучения детей к горшку. Проводилось оно совсем недавно в Научном Центре Здоровья Детей в Москве (НЦЗД).

 Как приучить ребенка к горшку

 

Название исследования следующее: “Формирование туалетных навыков у детей из семей общей популяции и семей с высоким социально экономическим статусом. Сравнительное исследование”. Уже из заголовка статьи, напечатанной в журнале “Педиатрическая фармакология” (2015), следуют условия, которые предъявлялись к семьям, принимавшим участие в анкетировании. Но, на мой взгляд, такое намеренное сужение круга участников не менее интересно.

Вот так звучит цель исследования. Сравнение основных параметров формирования навыков туалета у детей из семей общей популяции и детей из семей с высоким социально-экономическим статусом. Методы. Проведено анкетирование 1068 родителей детей в возрасте от 2 до 5 лет с помощью специально разработанного вопросника.

А это результаты. Всего обследовано 1012 детей общей популяции и 56 детей из семей с относительно высоким социально-экономическим статусом. Средний возраст детей к моменту начала обучения навыкам туалета в группах оказался одинаковым: 15 месяцев и 15,6 месяцев. В первой группе обучение в возрасте ребенка до 1 года жизни начинало 29,5% родителей — в два раза чаще, чем во второй группе. Дети из группы высокого социально-экономического статуса завершают обучение примерно на 1,9 месяцев раньше. Средняя продолжительность обучения туалетным навыкам от самых первых попыток обучения до полного освоения туалетных навыков в группе №2 оказалась более чем на 2 месяца короче. Найдены различия в тактике и стратегии приучения детей к горшку: родители группы №1 предпочитали принудительное высаживание ребенка на горшок и более активные действия в приучении к туалетным навыкам, тогда как в группе №2 доминируют техники, ориентированные на выбор ребенка и умеренную активность родительских действий в основной стадии обучения.

Приучение ребенка к горшку, по мнению авторов исследования (врачей-педиатров), у представляет сложную социально-медицинскую проблему, которая затрагивает не только интересы родителей, но и психологов и педагогов, врачей нескольких специализаций, а также фирм-производителей подгузников. Туалетные навыки базируются на процессах психомоторной, физической и соматической зрелости, однако их формирование во многом зависит от социально-экономической составляющей и культурных традиций, что влияет на позицию родителей по этому вопросу.

Проведенные за рубежом исследования продемонстрировали зависимость параметров обучения детей навыкам туалета от социально-культурологических факторов. У нас в России группа ученых попыталась не только констатировать факт влияния социально-экономических условий на возраст ребёнка, приучаемого к горшку, но и конкретизировать их, и определить, что именно влияет на длительность и успешность освоения ребёнком горшка.

Критерии отбора детей в исследуемую группу указаны совершенно четкие. “Для отбора детей в исследуемую группу необходимы такие существенные критерии, которые, с одной стороны, свидетельствуют о высоком материальном достатке, высоком уровне бытового комфорта и определенном социальном статусе семей, с другой — должны быть основаны не на мнениях респондентов о самих себе, а подтверждены документально. Таким условиям соответствуют семьи, заключающие дорогостоящие договоры о медицинском наблюдении за их детьми на длительный период: высокая платежеспособность и забота о здоровье ребенка позволяет условно отнести эти семьи в группу с относительно высоким социально-экономическим статусом. Таким образом, мы смогли выделить группу семей с особым социально-экономическим статусом, что позволило рассчитывать на сравнительное исследование с общепопуляционной группой”.

Всех детей, участвующих в исследовании, разделили на 2 группы. Первая группа - дети в возрасте от 2 до 5 лет из семей, проживающие в Москве и ближнем Подмосковье; не страдающие задержками психического и/или речевого развития, а также хроническими заболеваниями. Во вторую группу поместили детей из семей с высоким социально-экономическим статусом. Участников определяли по дополнительным критериям:

- наличие жилой площади более 100 м2;

- заключение договора о медицинском наблюдении за ребенком стоимостью более 100 тыс. рублей в год.

Наличие большой жилой площади было отнесено к одним из базовых бытовых показателей высокого социально-экономического статуса семьи. Заключение договора о медицинском наблюдении стоимостью свыше 100 тыс. рублей в год является задокументированным свидетельством высоких экономических возможностей и в определенной степени — высокого социального статуса семьи, в приоритете которой — охрана здоровья своего ребенка. Наблюдение сотрудниками НЦЗД детей из этих семей на дому гарантировало подтверждение заявленных респондентами объемов жилой площади.

На рисунке ниже приведен возрастной состав исследуемых семей.

Возраст детей для приучения к горшку

Исследование проводилось с помощью выборочного опроса 1140 респондентов (родителей) о формировании туалетных навыков у их детей с регистрацией полученной информации в специально разработанной анкете.  В группу № 1 вошло 1012 участников, в группу № 2 — 56.

Далее я приведу интересную информацию по результатам исследования.

 

Начало обучении туалетным навыкам

            Оказалось, что в первой группе детей начинали учить туалетным навыкам на 5 месяцев раньше – по достижении среднего возраста 15 месяцев. При этом, намного чаще детей именно из первой группы начинали приучать к горшку с полугода – как только малыш овладеет основным навыком сидеть самостоятельно. И соответственно в возрасте до года снова детей из первой группы в два раза активнее родители приучали к горшку, чем из второй. А вот в возрасте от года до полутора лет начинали приучать к горшку детей из второй группы чаще, чем из первой. О чем это говорит? Возможно, о консолидации срока начала приучения к горшку в выделенной (второй) группе исследуемых, связанной с их представлениями о том, к какому возрасту имеет смысл начинать процесс приучения и связанных с этим убеждениях о том, что ранее приучение ребёнка к горшку не эффективно и бессмысленно.

Окончание обучения туалетным навыкам

При оценке сформированной туалетных навыков не рассматривалось в качестве показательных мочеиспускания во время ночного сна, так как известно, что в возрасте до 5 лет непроизвольные ночные мочеиспускания считаются физиологическим явлением (следовательно, не представляется возможным оценить степень форсированности навыка туалета во время сна).

Кроме того, поскольку не у всех детей в исследуемых группах был полностью сформирован навык мочеиспускания, то был введен специальный прогнозируемый показатель – прогнозируемый средний возраст овладения туалетными навыками.

За средний возраст полного формирования туалетных навыков для всех детей группы № 1 использовался временной интервал между средними возрастами тех, кто уже овладел навыками, и показателями прогнозируемого среднего возраста овладения туалетными навыками по максимально негативному сценарию прогноза.

Оказалось, что в группе №2 полное овладение навыками туалета, а также навыки контроля за мочеиспусканием в бодрствовании достигались более чем на 2 месяца раньше, то есть в 25 месяцев (2 года и один месяц)

В группе №1 отмечались различия возраста окончания овладения туалетными навыками между мальчиками (29 месяцев) и девочками (27 месяцев). 

То есть, можно с уверенностью сказать, что детей, приученных к горшку до 2.5 лет, во второй группе на 15% в среднем больше, чем в первой к этому же возрасту. А вот в возрасте до 1.5 лет приучено к горшку значительно больше малышей из первой группы.

Давайте попробуем сделать вывод. Несмотря на то, что детей из второй группы начинали приучать к горшку в среднем позже, чем детей из первой, овладевают навыками самостоятельного обращения с горшком они в целом на 2 месяца раньше, чем дети из первой группы. То есть, возраст начала приучения к горшку после года (в возрасте 15,6 месяцев как во второй группе) – возможно, наиболее оптимальный вариант, согласно результатам этого конкретного исследования. 

            Хочется отдельно перечислить показатели, по которым производилась оценка сроков окончания формирования туалетных навыков:

- туалетные навыки мочеиспускания в бодрствовании,

- туалетные навыки дефекации,

- все туалетные навыки во время бодрствования, а это как раз и есть полное овладение туалетными навыками. 

Приучение к горшку

Еще один интересный срез показателей развития, по которым классифицировали обладание детьми теми или иными навыками:

-   ребенок был способен сидеть и ходить – то есть, он может сам дойти до горшка и, если и не сесть на него самостоятельно, то как минимум удержаться на нем.

-   был способен имитировать и подражать действия взрослых,

- понимал и использовал слова, обозначающие процессы физиологических отправлений,

- оставался сухим, по крайней мере 2 часа подряд или просыпался сухим после дневного сна – то есть имеют место быть “сухие паузы”, контролируемые ребенком

- мог выразить свое решение – сказать “нет” или “да” в ответ на вопрос хочет ли ребёнок на горшок,

- наблюдались регулярные дефекации – то есть не имеют место быть проблемы  как физического, так и психологического плана,

- был способен к простой (из двух слов) фразовой речи – то есть ребёнок способен сообщить тому, кто за ним ухаживает, что он хочет на горшок.

- просился на горшок – то есть ребёнок не только может выразить словами это желание, но и осознает позывы к дефекации и мочеиспусканию, контролируя их.

- настаивал на том, чтобы на него надевали обычное нижнее белье, при это он был в состоянии снять одежду или белье.

Показатели развития как готовность приучения к горшку

 

 

Длительность обучения навыкам туалета

Средняя продолжительность обучения туалетным навыкам от самых первых попыток до полного овладения ими (по максимально негативному прогнозу) для 1-й группы составила 12,88 месяцев в среднем, для 2-й — 10,5 месяцев. Определены две закономерности, в равной степени характерные для обеих групп: чем раньше начинается обучение навыкам туалета, тем раньше оно заканчивается; но, несмотря на это, чем раньше начинается процесс обучения, тем дольше он длится.

Сроки начала и окончания приучения к горшку

 

 

Типы применяемых подгузников

Авторы разили все имеющиеся у исследуемых варианты подгузников на 4 вида:

- одноразовые,

- марлевые,

- одноразовые и марлевые,

- другие (подгузники-трусы, одноразовые трусы).

Типы подгузников для приучения к горшку

Нам с вами как людям очень интересующимся темой естественного пеленания, сразу приходит на ум вопрос: а где же здесь “наши” подгузники? Ответ прост: представляете, ни одного родителя, использующего подгузники “хлопок + шерсть” в группе из более, чем тысячи семей в Москве не зафиксировано в этом исследовании. Представляете, что из 1068 человек только 23 человека пользовались марлевыми подгузниками (о том, что они использовали систему пеленания, данных нет) Что это означает? Да то, что по сути естественное пеленание не популярно: о нем либо просто не знают, либо боятся “трудностей” (частых смен подгузников, стирок и обработки ланолином). Но есть и хорошая новость. Раз вы читаете этот текст, то вы уже знаете о том, что многоразовые подгузники из хлопка и шерсти – это натуральная и естественная альтернатива одноразовым подгузникам. И таких людей, как вы, становится с каждым днем все больше.

Хотелось бы акцентировать ваше внимание еще на одном интересном факте, указанном в статье. Исследователи установили, что в разных группах информация о приучении к горшку (сроках, способах, трудностях, методах и др.) черпалась из разных источников. Вот цитата из текста отчета: “Для группы №2 источником информации в подавляющем количестве случаев специалисты (врачи и психологи), а также более чем в 40% случаев — научно-популярная литература, для группы №1 — это опыт и мнение других людей (неспециалистов)”. Таким образом, получается, что при максимальной доступности общения с врачами (в частности, с врачами из НЦДЗ) и широкого диапазона литературы по уходу за детьми для группы №2 осталось неизвестным понятие естественного пеленания как таковое. А многоразовые подгузники названы марлевыми (названы так, заметьте, врачами) как некий анахронизм – ведь именно марлевыми подгузниками пользовались до появления одноразовых. Вот и возможное подтверждение того, что даже не все врачи знают о существовании естественного пеленания как такового. Но если в России естественное пеленание появилось сравнительно недавно, то ведь в Западных странах оно известно уже долгое время и практикуется сразу после рождения многими родителями, врачами и акушерами.

Тактика и стратегия обучения

В тактике обучения зафиксированы существенные отличия в двух исследуемых группах: если в 1-й группе доминировала тактика принудительного высаживания (50,9%), то во 2-й группе чаще предлагали ребенку использовать горшок по его желанию (58,9%), не приучая активно к горшку.

тактика приучения к горшку

 

Что касается стратегии обучения, то здесь выделены следующие способы: 

- активное приучение путем высаживания на горшок, 

- сначала период демонстрации горшка, а далее период высаживания на горшок, 

- сначала период демонстрации горшка, далее предложение его использовать на выбор ребёнка, а потом период высаживания на горшок, 

Сначала период демонстрации горшка, далее предложение использовать горшок на выбор ребёнка, 

- приучали методом принуждения, объяснения, поощрения в течение одного дня 

- активно не приучали. 

Стоит заметить, что во второй группе значительно чаще начинали обучение с демонстрации горшка (60,7 против 40,4%). То есть горшок просто показывали ребенку и объясняли, что надо с ним делать (на примере игрушек, старших братьев и сестер).

Также в этой группе значительно чаще (37 против 9%) родители вообще не обучали детей туалетным навыкам активно.

Стратегия приучения к горшку

В группе № 1 значительно выше (42 против 0%; р < 0,05) оказалась доля родителей, которые высаживали детей более 5 раз в сутки, то есть в целом высаживание на горшок проводилось более интенсивно. А вот от трех до пяти раз высаживали на горшок детей абсолютно подавляющее большинство родителей из второй группы. Не сложно предположить, что проще всего предлагать ребёнку горшок после ночного сна, перед прогулкой, после прогулки, после дневного сна и на ночь.

Интенсивность высаживания при приучении к горшку

 

Трудности приучения к горшку

Трудности приучения к горшку разиты на 2 группы.

Первая - основные осложнения в процессе обучения или поводы к прекращению обучения, которые включают в себя:

- Забывчивость, сильная увлеченность ребенка чем-то

- Неприятие ребенком самой процедуры

- Непонимание ребенком сути процедуры

- Ночное недержание мочи, учащение дневных мочеиспусканий

- Запоры

- Прятание с целью дефекации

- Сдерживание дефекации

- Ничего не осложняло

- Различная тактика, реакции со стороны взрослых

- Другое (простуды, заболевания, боязнь горшка, время года, нарушение поведения и сна).

Вторая группа трудностей - Социальные ограничения, которые были связаны с недостаточным владением ребенком туалетными навыками:

- Приходилось откладывать (отменять) дальние поездки

- Приходилось нередко откладывать (отменять) визиты, посещение мероприятий, учреждений

- Приходилось откладывать устройство ребенка в детский сад

- Приходилось откладывать устройство ребенка в группы развития, кружки

- Приходилось сокращать время пребывания ребенка в детском саду

- Не приходилось сталкиваться с ограничениями.

И здесь результаты, в целом закономерны. Во второй группе ни один человек не указал на трудности. И действительно, для подобных случаев есть одноразовые подгузники, учитывая, что подавляющее большинство исследуемых пользовалось ими – ведь обучение ребёнка навыкам обращения с горшком происходило не по настоянию родителей и не по принуждению, а по желанию самого ребёнка.

Ну а что касается переносов поездок, визитов, отмены посещений занятий, то согласитесь, что в полгода (а в первой группе как мы помним именно с полугода родители приучали детей к горшку согласно этому исследованию) тот же детский сад (как и кружки с секциями) не актуален, как правило. 

Трудности приучения к горшку

 

Основные выводы исследования по освоения туалетных навыков

1. В семьях с относительно высоким социально-экономическим статусом представления о сроках начала и методах обучения более консолидированы, чем в общей популяции. Это может быть связано с большей ориентацией на мнение специалистов и данные научно-популярной литературы.

2. В семьях с относительно высоким социально-экономическим статусом методы обучения в большей степени ориентированы на выбор ребенка и предполагают умеренную интенсивность высаживания на горшок, в то время как в семьях общей популяции преобладает более активное высаживание без учета выбора ребенка.

3. В семьях с относительно высоким социально-экономическим статусом обучение проходит несколько быстрее и завершается несколько раньше. Семьи из общей популяции чаще сталкиваются с неудачами и вынуждены предпринимать повторные попытки обучения.

Хотела бы сказать о некоторых ограничениях, которые накладывает это исследование, - о тех, которые вижу я.

  1. Как видно из самой первой таблицы, анкетирование проводилось в возрасте ребёнка в среднем 4,5 года. То есть, родителям предлагалось вспомнить то, что было два или даже более года назад. И соответственно, можно допустить наличие некоторых недостоверных данных, связанных с избирательностью нашей памяти – данные, связанные с временными рамками того или иного события, могут быть искажены.
  2. Исследование было не анонимным. И в связи с этим можно допустить, что родители могли ы быть склонны преуменьшать сроки начала приучения к горшку и преувеличивать окончание, а также умалчивать о некоторых трудностях.
  3. Различие в терминологии родителей и той, что установлена в исследовании, тоже могла повлиять. Например, что именно можно считать полным приучением к горшку. Отсутствие промахов – скажете вы. И будете правы. А если промах случается раз в неделю, это можно ли считать полным приучением? Здесь, вероятно, каждый родитель решает для себя сам. Я по своему опыту вот сейчас, имея ребёнка 4.5 лет, с трудом могу вспомнить, какой возраст дочери я могу считать той реперной точкой, после которой полное приучение к горшку состоялось. У нас были и полностью сухие месяцы после года, но потом она отказывалась от горшка на некоторое время. А после очередного отказа вновь сама возвращалась к горшку без промахов.

Ну и не могу промолчать о терминологии. Совершенно очевидно, что в понятии исследователей высаживание на горшок (то, как это понимают авторы) нет ничего общего с высаживанием ребёнка, о котором я писала ранее, – с высаживанием с рождения, которое ориентировано прежде всего на умение распознавать и понимать сигналы ребёнка. О этом в статье не сказано ни слова.

В заключении хотелось бы мне приободрить всех родителей, которые столкнулись с проблемой приучения ребенка к горшку. Не забывайте, пожалуйста, что это всего лишь цифры – средние показатели, в некоторых случаях эмпирически экстраполированные на возрастную группу, в которой может оказаться ваш ребёнок. Эта статья может оказаться вам полезной, прежде всего тем, что вы увидите, какие реальные трудности могут испытывать реальные люди при освоении их детьми горшка.

 

 

Интересные материалы

 

Комментарии

Вверх